«Буквы в слова складывать умеют все, за свою жизнь каждый пишет тысячи текстов, маленьких и больших. И оттого, что это вроде так просто, у людей и возникает ощущение „я тоже так могу, и могу не хуже“. С одной стороны, это порождает тысячи неграмотных копирайтеров, а с другой — таких клиентов, которые с удовольствием что-то за тебя исправят и — объективно — сделают текст хуже».
Это цитата нашего талантливого копирайтера из переписки со мной. Сработала она как устройство по запуску диафильмов: я увидела человека в элегантном костюме, которому женщины на рынке рассказывают, что без страз, золотых нитей и барсетки этот человек станет изгоем их общества.
Есть сферы деятельности, в которых сложно определить профессионала. Тексты, контент — одна из них. Разумеется, есть такая классная штука как сплит-тест, когда можно показывать людям разные варианты текста и фиксировать результат. А если сплит-тест сделать нельзя. И тогда оценщиками становятся заказчики и их родственники?
Меня, как руководителя пугает не то, что клиент может думать, что стразы и барсетка лучше качественного костюма. Меня пугает, что такие клиенты могут убедить в этом не окрепших еще, но очень старательных копирайтеров.
Когда противовесом тоннам глупых и некачественных текстов есть только один Максим Ильяхов, с теорией которого не соглашаются заказчики, начинаешь сомневаться, а нужно ли это? И вот ты уже пятый раз меняешь письмо рассылки, и в сотый раз отстаиваешь каждое слово. И в какой-то момент опускаешь руки и делаешь то, что от тебя ждут — стразы, леопард, барсетка и серебряный пинжак. Рыночный шик.
На этой нехитрой теории основана пропаганда, реклама и PR. По этой схеме работают современные российские новости. И по этой же схеме тонны плохих текстов в сети и неопытные клиенты могут испортить мне копирайтеров.
Из эксперимента того же Аша следует, что партнер, который поддержит человека в его якобы неправильном выборе, дает отпор печальной статистике и надежду на то, что очередная маленькая битва за здравый смысл будет выиграна. И человек, который обучается делать что-либо хорошо, не сломается под натиском безвкусицы.
Мне же, как руководителю, останется выбирать — работать с клиентами, которые хотят не тебя-профессионала, а тебя-послушную обезьянку, которая клеит стразы на рубашки от Brioni. Терять ли свое лицо и самооценку ради денег или все же двигаться дальше, несмотря ни на что. Вопрос открытый, потому что завязан на пресловутых деньгах.
Пока я склоняюсь к качеству.