Что делать если упал трафик?
Проседание трафика случается, если меняется работа алгоритмов поисковых систем либо у ресурса есть серьезные недочеты. Главное в такой ситуации — вовремя отследить и выявить причину падения трафика. Только после этого нужно заняться конструктивными мерами по исправлению ошибок и возврату к прежнему уровню.
Исходим из того, что совсем грубых и глупых ошибок технического SEO на сайте нет, как то: сайт закрыт от индексации в robots.txt, удален код счетчиков статистики и т. д.
Как удобнее выявлять причину падения трафика? Предлагаем проверенный алгоритм действий, некую последовательность шагов от общего к частному. То есть сначала отметаются потенциально самые страшные и очевидные гипотезы, которые легко и быстро проверить. И постепенно поиск причин сужается до конкретного ключевого слова, страницы или определенной технической ошибки на сайте.
По сути, анализ того, почему упала посещаемость вашего ресурса сводится к выявлению симптомов для определения болезни, чтобы прописать правильный рецепт.
Итак, алгоритм:
1. Фильтры или санкции поисковых систем
Смотрим «письма счастья» в Вебмастерах. Это первое, что нужно проверить, потому что именно там поисковики уведомляют о самых серьезных санкциях.
Если же никаких уведомлений в сервисы Вебмастеров поисковой системы не приходило, это не означает, что санкций нет). Потому двигаемся дальше.
Раздел «Нарушения в Яндекс.Вебмастере»
Раздел «Меры, принятые вручную» в Google Search Console
2. Серьезные изменения на сайте
Вспоминаем, менялось ли что-либо недавно на сайте:
- дизайн;
- https;
- структура;
- другие переработки.
Как правило, после значительных изменений, на сайте возможно падение трафика и легкая просадка по позициям. Иногда такой нежелательный эффект может длиться достаточно долго: месяц-два. Тут важен вопрос глобальности произведенных изменений и их роли в улучшении показателей самого сайта.
Если вы уверены, что все произведено корректно и ошибок с технической стороны нет, а Вебвизор Яндекс.Метрики показывает, что новый дизайн, верстка, меню или другие элементы, которые вы изменили, работают лучше старых, то нужно просто набраться терпения и продолжать методично развивать сайт. Поисковые системы переварят нововведения и, скорее всего, ваш ресурс будет ранжироваться даже выше, чем до перемен.
Вам останется проверить нет ли проблем по технической части. Иногда сбои проявляются после правки кода, поэтому нелишним будет провести полное сканирование сайта и аудит по факторам технического SEO.
3. Видимость по семантическому ядру
Сразу же имеет смысл посмотреть показатель «Видимость сайта» и скачки по позициям в любой из систем сбора статистики.
Поток трафика и видимость сайта связаны напрямую. Потому, скорее всего, падения позиций стоит ожидать. На этом этапе важно понять насколько изменения массовы и значительны для вашего ресурса. Если просев не по всем запросам, то нужно выявить какой именно кластер или какие ВЧ слова потеряли позиции.
Составить, если это возможно, некий паттерн падения позиций и зафиксировать у себя (скачки позиций, разброс скачков, по всем ключевым словам кластера или только по некоторым и т. д.): это в том числе подскажет нам, какие именно санкции были наложены на сайт или документ.
4. Сезонность бизнеса/отрасли
Проверяем сезонность (если в п.3. удалось выявить конкретный кластер или ключевое слово с упавшими показателями).
Как правило, в таком случае падение не будет резким и в сервисе подбора слов Яндекс. Вордстат можно проверить самые высокочастотные слова просевшего кластера или отдельного ключевого слова на сезонность (если по каким-то причинам это все еще не известно).
Например:
История запросов в сервисе Яндекс.Подбор слов
5. Канал, давший падение трафика
Нам важно понять в каком именно источнике привлечения трафика произошел сбой, пояснить ситуацию.
Возможно, проблема не с поисковым трафиком. Бывает сокращается поток из социальных сетей или значительно падают прямые заходы на сайт. Либо именно в этом месяце не было активных кампаний в контекстной рекламе.
Смотреть статистику по каналам можно в любом из инструментов: Яндекс. Метрика или Google Analytics.
Лучше выбрать период от квартала для большей наглядности.
В Google Analytics сначала смотрим общий график за период от 3 — 6 месяцев с детализацией по каждому месяцу. Далее, сравниваем период со снизившейся посещаемостью с месяцем, где данная посещаемость в указанный срок была максимальна. Это наглядно отобразит в каком канале произошла «поломка» относительно наиболее успешного результата за изучаемое время.
Источники трафика сайта в Google Analytics
В данном случае, например, видно, что основное снижение посещаемости произошло в платном трафике.
Но также заметно, что в процентном соотношении существенно упал трафик с прямых заходов, медийной рекламы, переходы по ссылкам и на 20% снизилась посещаемость из поисковых систем.
Уже на базе данного среза можно сделать некоторые выводы и исследовать проблему дальше. Например, проанализировать эффективность контекстной и медийной рекламы, оценить с каких внешних ресурсов в феврале (пиковый месяц на нашем графике) был наибольший поток клиентов и рассмотреть возможность разместить публикации или ссылки там снова. В случае же поиска нужно продолжать идентифицировать проблему.
Обязательно стоит понять, в какой именно поисковой системе упала посещаемость. Так как алгоритмы Google в России и Яндекса имеют различия, при обнаружении сильно выраженного снижения трафика в определенном поисковике уже может натолкнуть на ответы.
Например, при детализации по поисковым каналам видно, что наибольшее снижение трафика наблюдается в Яндексе: 25% по сравнению с февралем.
Косвенно это может указывать на следствие работы алгоритмов именно в этой поисковой системе. Тут надо в первую очередь проверить те аспекты, которые в ПС Яндекс выражены более явно: поведенческие факторы (смотрим глубину просмотра, отказы, при выявлении конкретных провисших страниц — карту кликов, вебвизор) , текстовые фильтры, ссылки.
К сожалению, уточнить по словам далее уже не получится (поисковые системы чаще всего шифруют запросы, по которым осуществлялся переход), но статистика из систем сбора позиций вкупе с данными по месяцам может прояснить данный момент.
В Метрике динамику можно посмотреть непосредственно по графикам. Хотя при большом разбросе в количестве посетителей между каналами, это может быть не так удобно. Но включая-исключая каналы, можно понять общую картину происходящего.
Как выглядит динамика в графиках Яндекс.Метрики
6. Поведенческие факторы
Нелишним будет проверить поведенческие показатели для просевших страниц и сайта в целом. Наблюдается ли отрицательная динамика, есть ли сложные пути по сайту, насколько очевиден и прост реализованный функционал. Данные по поведенческим имеют свойство накапливаться.
какие факторы стоит проверять
Смотрим (и сравниваем с периодом с наивысшими показателями по трафику):
- посещаемость популярных страниц;
- показатели трафика для страниц входа, величину отказов для них;
- средний показатель отказов для сайта;
- среднее время на сайте;
- среднее время для страниц статей;
- время на сайте для подразделов каталогов и карточек товаров;
- смотрим график переходов по сайту в Google Analytics.
график переходов по сайту в Google Analytics
- Если просела конкретная страница или раздел, смотрим данные Вебвизора и карты кликов:
Вебвизор покажет точку, где пользователь потерял интерес
- Уменьшилась ли доля прямых заходов на сайт и заходов по бренду.
Тут главная задача понять, есть ли причины беспокоиться о показателях поведенческих факторов и попутно выявить недочеты в функционале.
7. Ссылочная масса
Смотрим скачки ссылочной массы: резкие падения или рост.
на графике видно, как ссылочная масса растет
Если выявлены отдельные ключевые фразы с показателями, которые стали хуже, не лишним будет проверить анкор-лист и его спамность по данным фразам и в целом.
8. Технические ошибки
Часто позиции падают из-за возникших недочетов — появление большого количества дублей, битые ссылки, слетевшие мета-теги, снизившаяся скорость загрузки страниц, сломанный функционал на сайте, плохо настроенная работа всплывающих окон с уведомлениями и окон онлайн-консультанта и т. д.
Резюмируя можно сказать, что если вы обнаружили падение трафика, самое главное, как можно скорее установить причину, методично отметая наиболее очевидные и серьезные причины и собирая доказательную базу признаков фильтров и список недочетов, которые нужно впоследствии отразить в ТЗ на исправление ошибок.